понедельник, 27 февраля 2017 г.

Верить правительству края нельзя. Почему? Читай ответ


Программы развития стали «пустой формальностью»

Согласно новым поправкам в Устав региона, такого документа, как программы социально-экономического развития, больше нет. Депутаты исключили их из региональной «конституции», как атавизм, а посему отныне представлять их в Заксобрание губернатору не нужно. И утверждать там тоже ни к чему…
Кроме интриги - пустота

В своё время Козьма Прутков изрёк дельную мысль: «Если на клетке слона увидишь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Очень актуальный сегодня совет. Программ социально-экономического развития края за многие годы накопилось пруд пруди, некоторые ещё действуют, но теперь, оказывается, как заявил руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин, «такого документа как «программа социально-экономического развития» в Забайкалье нет, и поэтому эту формулировку предлагается исключить». Ну и, согласно пояснительной записке к законопроекту, из полномочий губернатора «исключается представление в законодательное собрание проектов программ социально-экономического развития края и отчетов об их исполнении», также из полномочий парламента «исключается утверждение программ социально-экономического развития края и отчеты об их исполнении». Что вместо программ – никто не уточняет.

Пусть в этом ребусе разбираются высокие деятели исполнительной и законодательной власти, но сами-то программы вроде как никто не упразднял. Подтверждение этому является весьма загадочная комплексная программа (или план?) социально-экономического развития края, которая, якобы, разрабатывается (или уже разработана?) по прямому поручению президента РФ с участием федеральных министерств и ведомств. Её, правда, пока никто не видел, но появляются сообщения о том, что данный документ уже презентуется самой Натальей Николаевной в разных районах края. Более того, говорится, что от граждан Забайкальского края в эту программу (план) поступило более 200 предложений, и они учтены. Вброшена и серьёзная интрига. Например, как подчёркивает губернатор, «основные мероприятия предусмотрены, это буквально прорывные вещи для Забайкальского края».

Что говорить, интрига сработала. Захотелось знать больше. Ибо, не претендуя на исключительность, автор этих строк относится к той категории граждан, которые активно интересуются подобными документами, изучают их и имеют своё мнение. Но при всём этом так и не удалось узнать что-либо конкретное о готовящейся программе (плане), не говоря уже о том, чтобы высказать своё мнение или предложение. И что это за «прорывные вещи», о которых так интригующе говорится руководством края, но держатся они в большом секрете?
Принять и… забыть

Не получится ли так, как это случилось в бытность Константина Ильковского с программами и Стратегией до 2030 года, которые были широко разрекламированы, многажды обсуждаемы в Заксобрании края и в народе, а с его уходом исчезли, словно пар из трубы ветхой речной посудины. Тенденция, однако.

Пока не будет конкретики, приходится говорить не о сути самой программы и её «прорывных вещах», а о печальной традиции. Дело в том, что мы в регионе в последние годы принимаем программы социально-экономического развития, словно печём пирожки. Испекли, угостили население и… забыли. С приходом новой бригады к руководству краем начинаем всё заново. И, как нередко повторяет наш министр экономического развития Сергей Новиченко, «Забайкалье ищет свой путь развития».

Много лет мы его ищем, в основном в программах и стратегиях. Возможно, какой-то части населения это интересно. Вряд ли простой человек, будет всегда мыслить стратегически, и самостоятельно нарисует «Город солнца» на просторах Забайкалья. Но свои житейские проблемы высказывает весьма активно: говорит и про набившее оскомину дряхлеющее ЖКХ, и про галопирующие тарифы на за электроэнергию и тепло, и про недоступную ипотеку, и разрушенное здравоохранение, и про очереди в детские сады, и про задержку зарплат медикам и учителям… Он, народ, сегодня жить хочет достойно, а в ожидании светлого завтра уже нажился. Хотя по опыту прежних публичных обсуждений программ и стратегий были весьма любопытные предложения – от строительства атомной электростанции в Краснокаменске до создания Лас-Вегаса в п.Забайкальске и «туристической тропы» от Маньчжурии до Алханая.

А ведь и в программах социально-экономического развития Забайкальского края до 2020, 2025, Стратегии до 2030 года, в целевых региональных программах по разным направлениям социальной и экономической жизни края много раз были отражены сегодняшние вышеизложенные проблемы и, как программировалось, должны быть уже в основном решены. Загляните в программу ближайшей перспективы - социально-экономического развития до 2020 года. Там, в частности, намечены впечатляющие итоги. Ежегодный рост реальных доходов населения должен составить не менее 7-8%, уровень бедности снизится до 13-15%. К 2015 году уже должна была преодолена тенденция сокращения численности населения. Валовой региональный продукт на рубеже 2015-2020 годов должен был увеличиться не менее чем в 2 раза, рост реальной заработной платы - в 1,5 раза, обеспеченность жильём (в среднем на одного жителя) - 20,1 кв. м. общей площади, инфраструктурная обеспеченность социальной сферы не ниже нормативной.

А сколько там говорится о необходимости структурных изменений в экономике! Определены параметры повышения эффективности отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, повышения доли перерабатывающих производств, опережающем выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Есть горизонты повышения конкурентоспособности экономики области на основе технического и технологического перевооружения производства, создание благоприятного инвестиционного климата и принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Не забыты и развитие кадрового потенциала, и малое предпринимательство, рыночная инфраструктура. Таким образом, планировалось, что край выйдет из числа дотационных регионов России.

Что мы имеем на самом деле – все знают. Итоги плачевны. На горизонте новые фантастические программы с «прорывными вещами».

Одно утешает. Программ развития больше не будет. Будет план или ещё что-то (почувствуйте разницу). Утверждать их Заксобрание края тоже не станет, депутаты будут ни при чём. Отчитываться по ним исполнительной власти не надо.

Так что, очевидно, спрашивать будет не с кого.

Владимир Тихомиров.

P. S. Добавим, что Программы развития Забайкальского края не стали пустой формальностью, они были таковыми всё время, ещё до рождения в головах чиновников, которых развитие края абсолютно не интересует. Вы ещё думаете о них, чиновниках госструктур края?

Комментариев нет:

Отправить комментарий